Н. Краснова.

О КНИГЕ Всеволода МАЛЬЦЕВА // г. «Слово» (Россия, Москва) № 27, 23 июля 2004 г.
(Всеволод Мальцев. «Парализованная кукла» (повести и рассказы, предисловие Юрия Кувалдина, художник-оформитель Александр Трифонов). Москва, «Книжный сад», 2004, 252 с.)
Всеволод Мальцев заявил о себе как о серьезном писателе своими произведениями в журнале «Наша улица». В этом журнале в 2002 – 2004 годах вышло около 20 его рассказов и две повести — «Парализованная кукла» и «Чтиво. ru». Это всё – добротная художественная проза высокого качества, своеобразная, написанная простым, ясным и вместе с тем богатым современным языком, в котором соседствуют, переплетаются и органично взаимодействуют между собой и старые, и самые что ни есть новые словечки из разных стилистических пластов: «модем», «файл», «алгоритм», «куртяшка» (куртка), «бутылёк» (бутылка), «диссер» (диссертация), «нелегалы» и т.д. В ней чувствуется не только какое-то свое, специфическое знание жизни автором, но и свое осмысление этой жизни, свой взгляд на нее и умение показать ее с разных сторон и ракурсов, в литературной форме, своими средствами.
Всеволод Мальцев заявил о себе как о серьезном писателе своими произведениями в журнале «Наша улица». В этом журнале в 2002 – 2004 годах вышло около 20 его рассказов и две повести — «Парализованная кукла» и «Чтиво. ru». Это всё – добротная художественная проза высокого качества, своеобразная, написанная простым, ясным и вместе с тем богатым современным языком, в котором соседствуют, переплетаются и органично взаимодействуют между собой и старые, и самые что ни есть новые словечки из разных стилистических пластов: «модем», «файл», «алгоритм», «куртяшка» (куртка), «бутылёк» (бутылка), «диссер» (диссертация), «нелегалы» и т.д. В ней чувствуется не только какое-то свое, специфическое знание жизни автором, но и свое осмысление этой жизни, свой взгляд на нее и умение показать ее с разных сторон и ракурсов, в литературной форме, своими средствами.
В рассказе «Свои люди» автор берет в объектив многочисленные нашествия многочисленных родственников в Москву к своему одинокому родственнику. Они едут и едут к нему, как в гостиницу, а он принимает и принимает их, растряхивая свой кошелек, разрушая какие-то свои планы, жертвуя своим внутренним комфортом и внешними удобствами, потому что он интеллигентный человек и понимает, что нужда заставляет людей сниматься с места и ехать в «первопрестольную»: «Кому деток попытаться хоть в какой-нибудь вуз пристроить. Кому кеды китайские 42-го, самого ходового, размера купить. Кому просто колбасой с апельсинами отовариться». Не в гостинице же им останавливаться, когда у них в Москве есть свой человек с квартирой? Он даже не всегда вспоминает, кем приходится ему очередной «новоиспеченный родственничек». Один из них, Андрей, представился «сыном… двоюродной сестры Вари, внуком (некоего) Петра Петровича». Он и денег у него назанимал (без отдачи, естественно), поскольку они же «свои люди» – сочтутся (но, «как говорится в одной из реклам, не в этой жизни»), и компьютер ему испортил, и еще «другана» из Питера вызвал, девушку, Светку, чтобы распить с ней «бутылёк» и оторваться по полной программе… Автор без назидания, без дидактики и морализаторства, с юмором освещает проблему, от которой хозяину квартиры и его прототипам не до юмора. И делает это очень искусно. В зощенковской традиции, но по-своему.
В рассказе «Временные люди» герой по фамилии Краснов, «библиотекарь, администратор, архиватор, учетчик», который подчинен «идее суперпорядка» и любит «разложить-расставить» по полочкам не только книги, но и людей, делит всех на следующие категории: «близкие», из «ближнего окружения», в том числе самые «что ни на есть приближенные к его персоне», и «далекие», а кроме того – «временами живые» и «временно умершие». Причем все они могут переходить из категории в категорию в зависимости от того, насколько часто он общается с ними или насколько часто они сами напоминают ему о себе. Автор очень убедительно рисует характеры своих героев.
В повести «Чтиво. ru» он поднимает проблему бренности жизни и бесполезности суеты сует. Через типы простых людей. Он открывает файлы человеческих душ и заглядывает туда и смотрит, что там. У каждого файла есть свое название, как и должно быть: «Чапай» (но не Василий Иванович, а его «тезка», Сыромятников), «Тимофей», «Иван», «Владимир», «Ольга» (из первых букв «файлов» — имен героев – складывается ЧТИВО). В «Эпилоге» он, вселяясь в Чапая, мечтает о том времени, когда все люди будут интересоваться литературой и когда они будут покупать аудиокассеты не с порнофильмами и поп-музыкой, а с лучшими образцами литературы, и каждый желающий сможет слушать какой-нибудь мини-роман (в исполнении артиста или самого автора) прямо в автомобиле или в метро «по дороге на дачу или на работу», под тихую «модную фоновую музыку», которая не мешала бы воспринимать текст.
Самое главное произведение Всеволода Мальцева – повесть «Парализованная кукла», оригинальная и по содержанию, и по композиции, с элементами сюрреализма. Она состоит из «видений» Славы Чистякова, молодого, нетрудоспособного инвалида с ученой степенью, передвигающегося на коляске. Чтобы уйти, «отключиться» от проблем жизни, «расслабиться, забыться и в конечном счете отдохнуть», он пользуется классическим обломово-маниловским «методом релаксации»: ложится на диван и начинает мечтать о чем-нибудь приятном или вспоминать что-то приятное, перематывать свою жизнь, как пленку, и подкрашивать, приукрашивать ее по своему вкусу, делать ее такой, какой она ему больше нравится. «Была (она) черно-белой, с серым, неприметным персонажем — стала цветной, с настоящим героем». Причем все его «видения» так же реальны, как сама жизнь, и способны заменять ему саму жизнь. Помечтает или повспоминает он о чем-то приятном, попредставляет, будто это приятное только что произошло с ним так, как он это себе напредставлял, и он начинает чувствовать себя так, будто это и правда произошло. Хотя при этом «ничего не менялось (в его жизни). Как новости на ТВ».
Хорошую прозу нельзя пересказать, ее надо читать (или слушать в хорошем исполнении), получая от нее удовольствие, только тогда ее оценишь по достоинству.
Всеволод Мальцев родился в 1955 году, в Москве. Он кандидат наук, доцент, когда-то окончивший исторический факультет и аспирантуру МГУ, работавший преподавателем в вузах. Но по своей сути и по своему призванию он – писатель. О чем говорят за него его произведения (по публикациям которых он принят в Союз писателей Москвы), и его книга «Парализованная кукла», первая и, дай бог, не последняя.


E-mail: v_maltsev@inbox.ru

Сайт управляется системой uCoz